Философия. Богословие. Религоведение. Психология.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Философия. Богословие. Религоведение. Психология. » Мистицизм. Эзотеризм. » В.Р.АРСЕНЬЕВ “НЬЯМА”: НЕСКОЛЬКО СУЖДЕНИЙ О СИЛАХ, энергиях бамбара


В.Р.АРСЕНЬЕВ “НЬЯМА”: НЕСКОЛЬКО СУЖДЕНИЙ О СИЛАХ, энергиях бамбара

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В.Р.АРСЕНЬЕВ
  (МАЭ РАН)

  “НЬЯМА”: НЕСКОЛЬКО СУЖДЕНИЙ О СИЛАХ, ЭНЕРГИЯХ И 
  ЭЗОТЕРИЗМЕ БАМБАРА
 
Бамбара - земледельческий этнос, проживающий преимущественно в зоне саванн междуречья и бассейнов Сенегала и Нигера в Западной Африке. Фактически до начала-середины ХХ-го века придерживались традиционных аграрных и охотничьих форм мировидения и мировоззрения. Таковые обычно в религиоведении ассоциируются с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом, культом предков и т.п.
Я сознательно прилагаю к данному краткому изложению основных тем, сюжетов и подходов к заявленному феномену «ньяма» мой текст, предназначавшийся восемь лет тому назад для «Православной энциклопедии» под названием «Архаические картины мира», чтобы дать более полное и более объёмное представление о системе представлений о мире, наиболее полно характеризующей чувственный, образный и концептуальный контекст, в котором одной из возможных структурирующих составляющих выступают представления о «ньяма».
Согласно литературе, посвящённой образам и эманациям мира у бамбара, входящей наряду с культурно близкими им погонами в классический фонд религиоведческих исследований школы Марселя Мосса, «ньяма» выступает свободно перемещающейся в пространстве вредоносной силой, энергией. Эта энергия способна накапливаться, концентрироваться и нападать на любые феномены действительного мира, разрушая их и способствуя утверждению хаоса и разбалансировки в этом самом действительном мире - как в целом, так и в его компонентах-феноменах. Поиски сравнительных аналогий для подобного рода представлений можно усматривать в классических для этнографии ещё конца XIX-го века воззрениях о «мана» у австралийцев. 
Мой непосредственный исследовательский опыт и как «полевика», и как «кабинетного» учёного говорит о наличии профанного, «бытового» аспекта во взглядах на «ньяма» и, наряду с этим, возможного «сокрытого», «сокровенного», эзотерического и, соответственно, сакрального восприятия этой «феноменологической данности», становящейся и «данностью онтологической», при условии достоверности как сведений о ней, так и принятия как «истинного» и адекватного знания о мире в рамках данной системы бытия, данной системы культуры.
К наиболее структурированным концептуально и категориально исследованиям по «ньяма» у бамбара относятся работы последователя школы М.Мосса и его учеников малийского учёного и эрудита Ю.-Т.Сиссе. Он реконструирует систему взглядов на «ньяма», исходя из опыта взаимодействия и изучения охотничьих союзов бамбара. Его первая большая работа по данной тематике, опубликованная в 1964 году, произвела на меня огромное впечатление. И я долгие годы находился под влиянием изложенных в ней идей. Могу сослаться на мою книгу «Звери = боги = люди», вышедшую в 1991 году в Политиздате. Однако многолетний собственный опыт общения с охотниками бамбара, осознание общего культурного контекста исследований новейшего времени заставили меня усомниться в строгости и категориальной выветренности «теории ньяма», приписываемой охотникам бамбара. «Теории» нет. Есть совокупность представлений о «ньяма» либо совокупность ощущений равновесности и гармонии действительного мира, нарушение которых чревато трагическими событиями.
Школа М.Мосса, установки его учеников в лице М.Гриоля, Ж.Дитерлен опираются на убеждение о первичности, первоисходности мифа для построения всех систем мировидения. Это - идеи начала и конца. Это идеи сакральности текста. Это идеи элитарности и эзотеричности знания.
Но это же - и проекция культурных клише, постулатов, ценностей культур исследователей экстраполируемых на реальные культуры, образы мира и способы его отражения внеевропейскими культурами. Что, впрочем, не отменяет, само по себе, существование эзотерического знания в изучаемой среде. Однако, вряд ли, эта эзотеричность систематизирована по нашим правилам. И уж, во всяком случае, в основе его скорее всего не лежит «текст», «миф», «слово». Для бесписьменных культур, к каковым относятся и бамбара, образы - куда как важнее, актуальнее, действеннее.
Что же касается «ньяма», то говорить о «силах» и об «энергия» в связи с этим феноменом - не действительности, но её отражения в культуре бамбара - можно только условно, по принципам аналогии с нашими представлениями, на уровне «перевода» на язык, понятный людям с современным полным и неполным средним обязательным образованием. «Ньяма» не соответствует парадигме пространственно-временной организации мира, его причинно-следственной обусловленности, его «осевой» структурной определённости. Проблема, пожалуй, может быть переведена в плоскость формулировок, связанных с целостным и нерасчленяемым восприятием действительности, а именно - всеединства, всецелостности и всесвязности мира и бытия в нём. Вероятно, это - достаточно сложно и в общем виде, но ещё более осложнится при попытках определить позиционирование «ньяма» в этой принципиально деструктурируемой системе. В решении этой задачи, возможно, и заключается эзотеричность и трансцендентная сущность «гармонии мира», для выражения которой в системе мироотражения и мировосприятия бамбара и присутствует не с только понятие, сколько - образ «ньяма». Возможно, это - одна из эманаций самой неосознанной, но императивной и ощущаемой гармонии в обстоятельствах перехода в непредсказуемость, необычность состояний. И тогда-то этот переходящий в иную ипостась феномен привычного и комфортного бытия и становится «ньямато», т.е. «наделённым свойствами и манифестациями ньяма».

09 июня 2009 года
СПб

  В.Р.АРСЕНЬЕВ

  АРХАИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ МИРА

  Ранние этапы социогенеза и сопровождающих его становления и эволюции культуры были связаны с высокой степенью зависимости людей от природного окружения. Естественная среда в этих условиях во многом предопределяет конкретные способы и формы поддержания Жизни. Это, прежде всего, присваивающие формы хозяйственной деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство). Жизнь ведется сравнительно небольшими коллективами и сопряжена с постоянными или сезонными перемещениями вследствие истощения природных ресурсов в данной местности. В то же время происходящее медленное развитие производящих форм хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесло) ведет к росту общественного разделения труда и общему видимому отделению людей от природной зависимости. При этом основные формы мироотражения почти не претерпевают изменений. Хозяйство долгое время остается, в целом, натуральным, а роль разделения труда – незначительной.
  Архаика или, как нередко именуют ее, первобытность характеризуется доминированием принципов равновесия во всех формах деятельности. Здесь производство и потребление ограничены природными и культурными факторами и держатся, в основном, на уровне простого воспроизводства всей системы Жизни, приспосабливающейся под скорости и направленность природной эволюции. Поскольку последние меняются крайне медленно, то и культура ориентирована на циклические, регулярно повторяющиеся от поколения к поколению модели движения – на всех уровнях и во всех аспектах общественного процесса.
  Связь с внешним миром, улавливание его токов, флюидов, тенденций обеспечивается лидирующей ролью в культуре, в целом, и в ее проявлениях, в жизнедеятельности каждого члена общества чувственного, эмоционального мировосприятия, в эмпатических свойствах индивидуальной и коллективной психик, в индивидуальном и коллективном сознательном и бессознательном.
  В соответствии с утвердившимися взглядами в области нейрофизиологии и психологии, подобного рода стереотипы восприятия действительности и реакции на нее связаны с доминантной ролью правополушарной активности головного мозга людей. Эта активность предполагает преимущественное оперирование образами, а не понятиями в отражении, усвоении и познании информации, поступающей от окружающего мира или обращенной к взаимодействию с ним.
  Для современных форм культуры, связанных с Цивилизацией, с преимущественной ролью рационального мышления, научного и приближающегося к научному видению природных и социальных процессов, их феноменов правополушарная парадигма перешла в область художественной деятельности (литература, прежде всего, поэзия, музыка, пластические искусства и т.п.). Это – область повышенной роли чувственного и подсознательного. В системе Цивилизации она является уделом компенсирующих форм культуры, в то время как магистральные - определяются развитием техники и технологий, логикой движения денежных, энергетических и информационных потоков, становящихся самоценностью. Правополушарная парадигма мышления, предполагающая относительно неясный, имплицитный, нерефлексирующий стиль поведения, интуитивистское и подражательное взаимодействие со средой, является почти исключительной для поведения детей – даже в условиях Цивилизации. Она лишь постепенно вытесняется в ходе социализации, переходя в область «нежелательного» и невостребованного культурой взрослых членов общества, т.е. непременимой в сфере магистральной культуры.
  Впрочем, исключениями могут выступать почитание «блаженных» и особое отношение к лицам инфантильного склада, нередко причисляемых к «слабоумным». Эти люди сохраняют целостный взгляд на мир, его всеохватность, мгновенность озарения. Они могут обладать парадоксальностью видения, неожиданностью видения и коннотаций, даром предвидения. Способностью схватить суть явлений, неподдающихся простому рациональному познанию.
  Однако такая «детскость» - чистота, неискушенность, непорочность – естественно свойственная архаическому мировидению черта. Не опрерируя основными понятиями рационального миропознания, такими как «время», «пространство», «космос», не используя типичные для науки наших дней, связанной с двоичными системами счисления, дихотомии
«плюс»\ «минус», «черное»\ «белое», «хорошее»\«плохое» и т.п. , люди Архаики видят мир в сложности, текучести, амбивалентности суждений о нем, и в то же время – в статике, константе его основных параметров, их повторяемости во всех возможных формах. Даже разграничение «живого» и «неживого» здесь не выступает безусловной данностью. Люди уходят в «мир иной» и возвращаются из него в новом рождении. В то же время, все проявления мира, вселенной, Всего выступают «живыми», ибо живым воспринимается весь мир – Все, компонентом которого во взаимосвязи с этим «Всем» выступают и сами люди. В позитивистской науке это трактуется как «одушевленность». Хотя понятие «душа» привносится из других, более поздних картин мира.
  Архаика это – фаза включенности в Природу, в Мир. Фаза бытования и установления чувственных и чувствуемых отношений со средой. Здесь эти отношения идут через сонастрои, соощущения, соответствия и уподобления. Они находят отражение во всех формах культуры – как на бытовом, так и на знаково-символическом, ритуальном уровне. Разумеется, по ходу нарастания роли рациональных форм отражения появляется и приобретает все большее значение осмысление, вербализация, в какой-то мере, прагматизация реальных и отраженных связей общества, все более и более противопоставляемого внешнему миру, Природе. Это выступает прямым следствием эволюции жизнеобеспечивающей системы, ее переходом от присваивающих к производящим формам хозяйствования. Тенденцией выступает переход от природообменных систем существования к природопользовательным. И хотя к поздней Архаике смена хозяйственных моделей уже близка к завершению, в картинах мира еще долго сохраняются идеи «партнерских» отношений людей и среды, сменяющиеся в последовательности: «нерасчлененности» – «интеграции» – «коэволюции» –«партнерства» – «договорности», переходящей в «пользование» людьми Природой. Т.о. происходит «легитимация» подчинения Природы, навязывания Культуры, Цивилизации всему сущему и над всем сущим. Именно на этом этапе приходит осознание Высшего основания регулирования жизненного процесса и присвоение людьми исключительного права сообщения с Ним. Общество вступает в Цивилизацию. Общество осознает Творца вне себя и над собой.
  Позитивистская наука Х1Х-ХХ вв. следует общей тенденции европейской цивилизации к размежеванию, распочкованию, специализации, идущей рука об руку с нарастающим процессом общественного разделения труда и сопровождающим его ростом научно-технической революции. Механистические, атомистические подходы выступают предпосылкой развития техники. Но как результат люди теряют ощущение всесвязности и всеединства, свойственные правополушарной модели отражения, а с ней и сохраняющие преемственность связи с Архаикой. Само исходное для Цивилизации представление о «Создателе» уходит из сферы всеобъемлющего и начального понятия мировосприятия в сферу частной жизни, что особенно заметно проявляется в культурах и обществах, связанных с христианским Протестантизмом. Анализ и прагматизм доминируют над синтезом и духовностью. Пожалуй, в рамках Цивилизации только Православие и генетически связанные с ним культуры и общества сохранили тенденцию к целостной и всесвязной картине Мира, что отразилось, в частности, в идеях Русской классической философии и, к примеру, в идеях Русского космизма, Евразийства и т.д. Связь Бога с Природой как мерила всеобщего равновесия и гармонии, в этом смысле, может рассматриваться как сохранение преемственности с архаическими картинами Мира и как предпосылка более адекватного мироотражения, в целом.
  С этих позиций, одним из серьезных заблуждений позитивистского религиоведения и этнографии, ставших «классическими» для западной и отчасти отечественной науки, выступает не только методологически уязвимое понятие «прогресс» как безусловная ценность и мерило истории, но и формулирование конкретных этапов и образов генезиса религиозности у народов мира на архаическом этапе. Благодаря роли и влиянию работ Л.Г.Моргана и Э.Тэйлора в становлении отечественной истории первобытного общества и религиоведения, в нашем обороте в связи с верованиями первобытности утвердились понятия «анимизм», как главного содержания этих верований, а также «фетишизм», «аниматизм», «тотемизм», «культ предков», «фетишизм», «магия», «шаманизм» и т.п. Однако, позволив первично классифицировать и рубрифицировать множество информации о неевропейских или доцивилизационных формах отражения, поступавшей в связи с колонизацией и миссионерской деятельностью европейцев (См., например, раздел «Африканские традиционные религии»), концептуальное наследие классиков этнографии оказалось бессильным в последующем для объяснения сущностных связей и единства явлений раздельно рассматривавшихся лишь по формально дискретным основаниям.
  Кроме того, избранная направленность Цивилизации привела значительную часть Человечества не только к отрыву от Всевечного, от основополагающих принципов этических и моральных норм гармонического мировидения, но от самой возможности ориентироваться на идеальную установку содействия и соучастия в формировании гармонического миропорядка, «Царства Божия» на Земле. В силу традиций европоцентризма, убежденности в исключительности и предпочтительности европейских форм жизни, ставших, своего рода, универсалией «общечеловеческих ценностей», в науке и в бытовой практике закрепилась демонизация альтернативных культур, что заведомо исключает объективный, непредвзятый подход к ним. В виду этих обстоятельств, явления цивилизационного порядка, такие как политеизм («многобожие») воспринимаются как один из вариантов язычества, к другим относят и идолопоклонство, и магию, и многое другое, связанное с Архаикой, но выступающее, по разным обстоятельствам, исторически оппонентом для распространителей монотеистического мировоззрения во внутренне неподготовленной для этого среде.
  В то же время Архаика, с теологической точки зрения, могла бы рассматриваться как «жизнь в Боге», как имплицитное существование в согласии с Ним, как неосознанное стремление к Нему, как стихийный поиск Его. Архаика это – одновременно и аллюзия библейского «Золотого века», жизни в Раю, в Эдеме. Это – Жизнь пресветлая, неискушенная, невинная, подобная гармоническому существованию неоскверненной Природы.
  Подобный подход позволил бы и более адекватно пересмотреть накопленный к Ш-му тысячелетию эры Христовой опыт жизни и познания, установить истоки и пути сложения действующих заблуждений. Он же открывает перспективное видение Будущего как стремление к новой гармонии Мира через формирование модели «вторичного природообмена», отличающейся от «первичного» накопленным опытом, знаниями и технологиями. И хотя этот багаж - во многом получен рациональными формами отражения, он может и должен быть использован через переосмысление, через создание новых технологий поддержания Жизни, основанных на принципах дополнительности, ненасилия, малой затратности ресурсов и энергии, на балансе производства и потребления, на переводе высшей ценности производства из сферы производства "прибыли" в сферу производства «Жизни». В какой-то мере, в этом направлении уже ведутся разработки. Например, в области синергетики делаются призывы к необходимости коэволюции в Природе и Обществе. Однако для настоящего прорыва в реализации подобной перспективы нужны весьма существенные сдвиги в общественном сознании и, прежде всего, - «цивилизованных обществ». В том числе, и - усиление влияния правополушарной, образной парадигмы в отражении Мира. В этом существенную роль могут сыграть и образы Мира Архаики, вводимые в оборот Цивилизации для ее коррекции. В то же время, огромная воспитующая роль в Обществе принадлежит Церкви – как институту поддержания нравственности и морали, как связующему звену между Богом и Человечеством. И в этом вопросе Наука и Религия должны взаимодействовать во имя новообретения гармонии и воспроизводства Жизни. Того – в чем архаические картины Мира являют безусловный пример. Того – в чем и содержится открытый нам промысел Божий. Того – что мы воспринимаем как безусловный закон Природы. Того – что ведет к осмыслению и признанию Бога вне себя и в себе, единству Бытия, единству Мира в материализации Духа и в одухотворенности Материи.
  Ибо, как пишет Святой апостол Павел в «Послании к римлянам»: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их…» [Рим. 2,14-15]. В этом высказывании можно видеть «первобытное» пребывание «в Боге», в мире и гармонии во Всем и Вся, в Природе и в Обществе. Это и есть дух Архаики и свойственные ей картины Мира.

Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Морган Г.Л. Древнее общество. Л., 1934.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.
Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
Сенгор Л.С. Негритюд: психология африканского негра// Cтупени. Философский журнал. СПб, N3(6),1992, C.90-104.
Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1983.
Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.
Мисюгин В.М. Становление Цивилизации. О вещах и о представлениях. СПб, 1998.
Арсеньев В.Р. Звери=боги=люди. М., 1991.
Его же. Бамбара: от образа жизни к образам мира и произведениям искусства. Опыт этнографического музееведения. СПб, 2000.
Griaule M. Dieu d’eau. Entretien avec Ogotemmeli. P., 1948.
Dieterlen G. Essai sur la religion Bambara. P., 1951.
Hamayon R. La chasse a l’ame. Esquisse d’une theorie du chamanisme siberien. Nanterre, 1990.
Сlifford J. The Predicament of Culture: Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art. Harvard, 1988.

2

Свой среди бамбара
/ Парадокс

Российский этнограф Владимир Арсеньев несколько лет прожил на Черном континенте среди таинственной народности бамбара. Там, в африканской глубинке, он обнаружил модель идеального общества, члены которого не ведают иллюзорных целей и идеалов, а просто радуются каждому прожитому дню

Его зовут Нчи Кулибали. Он не страшится смерти, потому что убежден: смерть - это не конец всему, но лишь переход в другое тело, а ушедший из жизни обязательно воплотится в новорожденном. Это неоспоримое правило: для того, чтобы родился новый человек, кому-то необходимо умереть. И так будет продолжаться до бесконечности. Нчи Кулибали верит в это, потому что он - представитель редкой народности бамбара, а для бамбара очень важен факт продолжения жизни именно на Земле, а не где-то еще.

Нчи Кулибали живет в Санкт-Петербурге и работает старшим научным сотрудником в Кунсткамере. Но даже мало кто из коллег знает его под этим именем. Большинству он известен как Владимир Романович Арсеньев, кандидат исторических наук, большой почитатель Африки и едва ли не единственный специалист в мире по редкой народности бамбара.

В общей сложности Владимир Арсеньев прожил среди бамбара пять лет. Не так давно он вернулся из очередной поездки в Мали - это родина бамбара. И именно во время этой поездки его нарекли именем Нчи Кулибали. Кулибали - это родовая группа, элита бамбара, живущая в столице Мали городе Бамако. Эта семья приняла Арсеньева. А Нчи - это первый мальчик, родившийся в данном поколении.

Признайтесь честно, приходилось ли вам ранее что-нибудь слышать о бамбара? А между тем это самая многочисленная народность африканской страны Мали, очень влиятельная группа населения, во многом определяющая культурный облик и историю государства. Представители этого народа живут в южных и западных районах страны. Народ бамбара, оформившийся в самостоятельный этнос в середине XVII века, как и все африканские народы, принято называть язычниками. Но это не совсем верно. Ведь под язычниками подразумеваются идолопоклонники или сторонники многобожия, а бамбара нельзя отнести ни к тем, ни к другим. В то же время, когда среди бамбара пытались насадить ислам, они упорно этому сопротивлялись и в большинстве своем остались верны архаическим верованиям, прямо не связанным ни с одной из ныне существующих религий.

Бамбара преклоняются перед природой, ощущая себя в ней как в утробе матери. Они верят в землю. Земля, по их представлениям, большая и мудрая, кормит и определяет весь уклад жизни народа. Бамбара живут землей и любят ее, хотя она невыносимо тяжела для обработки, а в жару и вовсе превращается в каменные глыбы, покрытые ржавой пылью. И тем не менее земля отвечает бамбара любовью. Что в общем-то неудивительно. Бамбара зарабатывают на жизнь, продавая выращенный рис, хлопок, сахарный тростник, просо и арахис. Некоторые держат домашний скот (овец и коз), другие промышляют охотой на антилоп. Хищников не убивают, поскольку считают их братьями.

Современные представители народа бамбара весьма демократичны и общительны. Замкнутый образ жизни остался в прошлом. Сегодня бамбара не чураются чужестранцев и даже иногда вступают с ними в браки.

Владимир Арсеньев убежден, что общество бамбара гораздо гармоничнее, чем западное общество. "У бамбара нет строгой иерархической лестницы, - рассказывает ученый, - но при этом существует некое неравенство в равенстве. В каждой деревне есть свой глава, которого жители зовут Отец. Это, как правило, старший мужчина из семьи основателя этого селения, а его братья автоматически становятся младшими Отцами. Старший не уполномочен единолично принимать решения, а должен согласовывать их и с младшими братьями, и с главами всех семейств, живущих в деревне. Конечно, ни одно людское сообщество не может жить совсем без ссор, и у бамбара случаются конфликты. В некоторых случаях спорные ситуации разрешает совет стариков, весьма почитаемый всеми жителями".

У бамбара за точку отсчета берется не один человек, а коллектив, группа людей, а именно каждая конкретная деревня. "Эти люди не ценят время. Не признают пространство. Для них нет верха и низа, причины и следствия. Они дорожат только тесным мирком, в котором живут, и людьми, которые их окружают. Это для них и есть центр Вселенной. Небо и землю бамбара воспринимают как твердь, скорлупки, между которыми существует человек", - объясняет Владимир Арсеньев.

Надо сказать, что привилегия и обязанность людей старшего поколения бамбара - медитация. Но она не похожа на медитации восточного типа. Выглядит это действо так. Перед заходом солнца группа стариков садится на небольшом помосте на площади посреди деревни. Все молчат и лишь изредка перекидываются словами друг с другом. На самом же деле между стариками происходит интенсивный диалог, не облеченный в разговорную форму. Такое молчаливое "общение" люди бамбара считают наиболее гармоничным.

"Жизнь рядом с этими удивительными людьми - а они меня сознательно вовлекали в свою культуру - открыла мне глаза на совершенно иное понимание общества и его законов, - говорит ученый. - Считается, что все народы идут по одной столбовой дороге истории. Кто-то забежал вперед, кто-то отстал, но все движутся к одной цели - прогрессу. Правильно ли это? Может быть, стремиться надо не к прогрессу и мировому превосходству? Не в этом счастье, говорят бамбара. Надо просто жить и радоваться тому, что тебе дана эта жизнь. Ведь вполне можно, ограничившись минимальным набором технических изобретений, полностью обеспечить свое существование. Конечно, технический прогресс не обошел стороной Мали и бамбара. Например, сравнительно недавно они попробовали импортное сгущенное молоко, хотя раньше вполне обходились без него. В современной африканской деревне у некоторых есть даже телевизоры, работающие от солнечных батарей, и мобильные телефоны. Если еще лет двадцать назад они перемещались пешком, а поклажу возили на ослах, сейчас, как цивилизованные люди, ездят на велосипедах".

Впрочем, вестники цивилизации, по словам нашего собеседника, не сильно изменили бамбара. Народу бамбара свойственна разумная достаточность во всем. Они научились обеспечивать себя всем необходимым начиная от одежды и заканчивая орудиями труда и оружием. В деревнях продолжают жить по старинке. Носят хлопчатобумажные глоки (рубашки). Женщины - длинные, мужчины - короткие. Постоянные жилища строят из глины и песка. А на время полевых работ сооружают легкие переносные хижины из циновок. При обработке земель пользуются мотыгами. Но вопреки жизненным тяготам, а может, благодаря им бамбара - очень духовный народ, у которого совсем иная система ценностей, нежели у нас. Бамбара не гонятся за достатком и внешним благополучием, не стремятся к власти. Их жизненное убеждение: "Все хорошее и все плохое, что ты делаешь другому, к тебе вернется". И если для нас это по большому счету отвлеченная фраза, бамбара ею действительно руководствуются. "У них очень тесная взаимосвязь между людьми. Ведь семья у бамбара - это огромное сообщество, в котором может числиться до 150 человек. Биологические отец и мать, благодаря которым человек появился на свет, не играют главной роли в жизни ребенка. Истинным отцом считается старший мужчина в семье. Причем все братья биологического отца - тоже отцы, а их жены - матери", - объясняет ученый.

Конечно, в наши дни дети бамбара, даже в сельской местности, учатся в школах, многие потом поступают в высшие учебные заведения. Но школы и институты, по убеждениям бамбара, неспособны дать человеку весь набор необходимых знаний. Поэтому они в течение жизни проходят несколько ступеней посвящения: сначала - детский союз (Томо), потом - мужской тайный союз кузнецов (Комо), затем - земледельческий или охотничий тайный союз (Коре). Женщины-бамбара существуют как будто отдельно от мужчин, у них своя жизнь, своя субкультура. Но это не значит, что женщины у бамбара принижены. Напротив, у женщин есть свои тайные союзы, которые могут оказывать влияние на мужские. И обязанности мужчин и женщин четко разделены. Например, мужчины работают с металлом, а женщины - только с глиной. Мужчины выращивают зерновые, женщины обрабатывают огород. Успешные женщины занимаются торговлей, и мужчины не имеют права на их заработок. При этом нередко бывает, что женщины гораздо богаче своих мужей.

Сам Владимир Арсеньев был удостоен огромной чести для иноземца - его посвятили в охотничий союз. Как полагает "молодой охотник", который уже может похвастаться амулетом с когтями орла, собственноручно им подстреленного, его приняли в охотничий союз не только из уважения и доверия, но и чтобы не рассказывал о бамбара лишнего. Дело в том, что у африканцев в отличие от европейцев есть этика знания, которая налагает определенные обязательства на посвященного. Ведь вновь открытое знание может оказаться опасным, поэтому люди бамбара к передаче тайных знаний относятся очень осторожно. Тем не менее Владимир Арсеньев уверен, что народ бамбара может научить нас, европейцев, как грамотно строить цивилизованное общество и какой путь дальнейшего развития выбрать: "Если мы хотим быть счастливыми, нам следует поучиться у бамбара маршрутам поиска и обретения гармонии. Ведь истинная гармония утрачивалась нами по мере отдаления от природы, но мы можем попробовать если не вернуться, то хотя бы приблизиться к этому забытому состоянию".

http://www.itogi.ru/archive/2004/24/72782.html

3

а вот сайт, что ведет В.Р. Арсеньев

http://www.taospb.narod.ru/index.htm

4

Сергей Владимирович сказал, что всем, желающим получать рассылку от ЦЕНТРа ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭЗОТЕРИЗМА И МИСТИЦИЗМА при РХГА, следует написать на адрес ranet33@yandex.ru

Отредактировано Мария Бухановская (2009-06-17 17:28:11)


Вы здесь » Философия. Богословие. Религоведение. Психология. » Мистицизм. Эзотеризм. » В.Р.АРСЕНЬЕВ “НЬЯМА”: НЕСКОЛЬКО СУЖДЕНИЙ О СИЛАХ, энергиях бамбара